Жизнь по соседству: как пандемия изменила город и его жителей?

30 мая 2021

Гийом Саду, девелопмент директор ADG group, рассказывает о жизни современного города в условиях пандемии, об изменениях в различных сферах, с которыми столкнулись жители.
Мы часто слышим, что пандемия COVID-19 ускорила трансформацию общества и усилила разнообразные тенденции. Трансформация представляет собой изменения физического мира, превращая людей в единый социальный организм. А среди тенденций стоит подчеркнуть диджитализацию: все привычные процессы переместились в онлайн, будь то школьные занятия, поход к врачу или любимое хобби. Действительно ли COVID-19 стал акселератором этих изменений? И нужны ли миру эти изменения? Все это выглядит как масштабная перезагрузка, но кто действительно хочет, чтобы глобальные силы управляли миром, в котором мы живем, и улучшали его?

Очевидно, однако, что пандемия замедлила нас. Несмотря на многочисленные меры, направленные на изоляцию людей с целью защиты от инфицирования, мы ощутили большую и более глубокую потребность в социальных связях, почувствовали замедление и по-другому стали воспринимать пространство и время. Будь то пандемия или глобальные трансформации, мы по-прежнему остаемся социальными существами и все еще остро нуждаемся в живых контактах, основанных на дружбе, близости, взаимопомощи и заботе. Люди осознали, что онлайн-мир с сотнями «друзей», превращающий нас в часть виртуальной толпы, все равно не избавляет от ощущения одиночества – напротив, он его усиливает. Именно реальные связи и теплые человеческие контакты на самом деле формируют нашу счастливую и здоровую жизнь, уютные дома и дружные, сплоченные районы.

Пандемия подсветила острую необходимость перестроить нашу жизнь с учетом локального масштаба – то есть, сократить ее до размера наших районов, сделать мегаполис, в котором мы живем, менее центрированным, изменить условия, которые вынуждают нас покидать район для удовлетворения базовых потребностей. Кто не мечтал работать в шаговой доступности от дома, делать покупки в супермаркете за углом, водить детей в школу через дорогу, посещать врачей, ходить в спортивные, художественные, танцевальные студии и т.д.? И это лишь несколько важных элементов в ежедневном загруженном графике большинства из нас.

В каком-то смысле свободного времени в период COVID-19 стало больше, в то время как наше жизненное пространство стало более локальным. Что, если это изменение станет началом новой эры в городском образе жизни? Эта новая стратегия, которую некоторые называют «15-минутным городом», развивается по всему миру, и Москва идеально подходит для того, чтобы принять этот новый образ градостроительства.
Город в шаговой доступности – новый способ восстановить связь с соседями

Многие города объявляют о создании сотен километров велосипедных дорожек или многочисленных общественных пространств с зелеными зонами для прогулок, но если вам по-прежнему приходится ездить на машине на работу, в школу, в магазин за товарами первой необходимости, то какой в этом смысл?

Мы в ADG
group верим, что можем внести свой вклад в повышение качества жизни в Москве, используя подход «город в шаговой доступности». Именно он лежит в основе проекта «Место встречи», начатом в 2014 году: мы создаем условия, при которых люди могут обеспечить свои базовые потребности в 15 минутах ходьбы от дома. Эта же идея в формате теории широко распространяется Карлосом Морено с 2016 года.

Основная идея «15-минутного города» заключается в том, чтобы замедлить темп городской жизни, не замедляя жизнь самих жителей. Это значит, что за 15 минут человек может дойти до определенного места и получить то, что ему необходимо. Территория измеряется временем, а не расстоянием, что радикально отличается от большинства городских перспектив и правил планирования. Такая эволюция поведения жителей на небольшой территории способствует росту локального взаимодействия – жизнь не замедляется, а становится более интенсивной, гораздо больше времени тратится на общение и меньше – на всевозможные перемещения. Эта идея требует изменения в планировании городской инфраструктуры, необходимой для реализации социальных, экономических и культурных функций. При формировании пространства нужно исходить не из перемещений на автомобиле, а учитывать социальные ритмы и время, причем учитывать это для всех вопросов: например, где и как установить детскую площадку, когда и в каком месте открыть магазин, нужна ли здесь школа и т.д.
Как города во всем мире реализуют концепцию «15-минутного города»?

Многие города разных размеров берут на вооружение этот новый «соседский» подход, чтобы сохранить свою привлекательность и поддержать местных жителей вне зависимости от их возраста и социального статуса. По словам Карлоса Морено, «15-минутный город» организован вокруг 6 социальных функций: Жить – Работать – Делать покупки – Отдыхать – Учиться – Заботиться. Кроме того, он делает акцент на три статусных категории «счастливого города»: Благосостояние – Социальность – Отношение к планете. Я хотел бы поменять последнее на «отношение к природе», чтобы избежать глобальных и абстрактных терминов, когда мы говорим про локальность. География учит нас, что природа очень разная во всем мире, и она непосредственно влияет на человека и его социальные границы.

Вот лишь некоторые город, которые активно развивают эту концепцию:

-Мельбурн (Австралия) разработал политику «20-минутного соседства», направленную на обеспечение занятости на местах, уход за престарелыми людьми на дому, покупки по соседству, непрерывное образование.
-Барселона (Испания) – здесь запустили систему «Supermanzana» с супер-кварталами, которые построены по принципу циркулярной экономики и помогают улучшить баланс между локальными предпринимателями и местными жителями в соотношении 25% к 30%.
-Портленд (США) стимулирует развитие независимой розничной торговли и ресторанов, а также обеспечивает доступное здравоохранение в районах.
-Милан (Италия) развивает спортивные и оздоровительные сооружения в шаговой доступности и обеспечивает цифровые услуги для населения.
-Нант (Франция) поддерживает формат удаленной работы и независимых локальных ритейлеров, обеспечивая также доступ к учреждениям здравоохранения.
-Мюлуз (Франция) создает библиотеки и спортивные площадки в шаговой доступности и вводит меры налоговой поддержки для местных предпринимателей.

Независимо от континента, размера города и плотности населения, концепция «15-минутного города» актуальна для различных городских структур, потому что она направлена на удовлетворение реальных человеческих потребностей и основана на социальных связях, которые были нарушены из-за ограничений, связанных с пандемией. Нас пытались защитить друг от друга, оставив изолированными – в результате у многих открылись глаза на то, как важны эти самые связи для счастья и благополучия.
Концепция «15-минутного города» в Москве

Учитывая четкую организацию районов со всеми их характеристиками (плотность застройки, транспортная сеть, общественные пространства, открытые кварталы, лесные массивы в черте города и т.д.), Москва имеет все шансы превратиться в успешный пример «15-минутного города».

Компания ADG group с помощью проекта «Место встречи» развивает то, что станет сердцем этих локальных сообществ. Нужно учитывать, что это не произойдет в одночасье: глубокое понимание местных демографических, экономических, социальных и культурных факторов, а также постоянное обновление аналитических данных помогают команде лучше понимать поведение местных жителей и постоянно адаптировать концепцию. Мы фокусируемся на том, как соседи проводят свое время, а не на том, что они покупают. «Место встречи» направлено на поддержку осознанной жизни сообщества, а не только на потребление товаров. Как соседи заботятся о себе, своей семье, своих друзьях, домашних животных, своем доме, своем районе – это вопросы, которые мы учитываем, а «Место встречи» стремится дать ответы на них.

Концепция проекта «Место встречи» построена вокруг пяти социальных функций:

-Культура и досуг, то есть создание районного культурного центра с ежедневными предложениями в дополнение к нашим кинозалам и фуд-холлам.
-Образование, интеллектуальные и спортивные программы для детей, лекции, выставки, мастер-классы, языковые школы, DIY-студии.
-Долголетие и благополучие – в партнерстве с правительством Москвы мы реализуем программу «Московское долголетие», созданную для улучшения качества жизни старшего поколения.
-Локальная розничная торговля с товарами первой необходимости в сфере продовольствия (бакалея, свежие продукты, пекарня), здоровья (аптека, салоны красоты) и товаров для дома (малогабаритная мебель и декор, электроника).
-Социальная ответственность и административная поддержка реализуется в партнерстве с городом, чтобы обеспечить жителей необходимыми сервисами и административными ресурсами.

Фокус на социальные функции, а не на продукты – это непрерывный процесс, который требует осознанно подходить к выбору арендаторов и исключать тех, которые не способны привнести дополнительную ценность в «Место встречи, например сегмент fast-fashion. Поэтому бизнес-модель районных центров отличается от классического торгового центра. Период становления и стабилизации, когда объект наращивает свой потенциал, позволит нам адаптировать предложение продуктов и услуг и найти лучших партнеров, будь то локальные предприниматели, региональные игроки или федеральные сети.

Сейчас открыто семь объектов «Место встречи», а в ближайшие полгода появятся и другие, и мы можем адаптировать каждый из них к специфике своего района, дополнив соответствующим предложением услуг и мероприятий. В настоящее время мы работаем с потенциальными партнерами по каждой из пяти социальных функций, чтобы сделать «Место встречи» точкой притяжения местных жителей. Для таких городов, как Москва, ориентированных на передвижение на автомобиле, создание места встречи в 15 минутах ходьбы от жилых массивов – это процесс бесконечного стартапа с постоянными инновациями и непрерывным поток новых знаний!
Новые места, новые знания и долгие процессы

«Место встречи» — это принципиально новая концепция в сфере коммерческой недвижимости. Проект был придуман шесть лет назад группой из пяти человек, твердо верящих в идею того, что ритейл-концепции должны быть глубоко и грамотно погружены в жилые районы города – с тех пор к команде присоединилось много новых талантливых участников с уникальными навыками и высоким уровнем экспертизы, а сам проект вышел далеко за рамки привычной коммерческой недвижимости. Мы растем и развиваемся, накапливая знания не только в области розничной торговли, но и в секторах FMCG, IT, управления персоналом, аналитики и т.д.

И так было всегда. Когда мы только начали работать над стратегией и видением проекта, для нас было очень важно вывести на качественно новый уровень архитектурную концепцию сети, которую разработала Аманда Ливит – автор проекта реконструкции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Музея искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне, центрального посольства в Бангкоке и здания Sky Central в Лондоне: это лишь немногие из ее работ. Позднее концепция районных центров была адаптирована для московских реалий российскими проектировщиками.

Основа нашей идеологии – строить бизнес для людей и с заботой о них, поэтому для нас очень важно прислушиваться к ним и знать их потребности и нужды. Все, что мы делаем, основано на обратной связи от местных жителей и адаптировано для них, что также включает в себя обширную культурную и социальную программу. У нас есть определенная стратегия для каждого сегмента аудитории и четыре направления работы: «Культура и образование», «Семья и дети», «Спорт и здоровье» и «Московское долголетие». Именно эти направления и формируют сообщество.

При создании сообщества очень важно руководить этим процессом, постоянно следить за динамикой и адаптировать стратегию. Именно этим и занимается комьюнити-менеджер в каждом районном центре – этот человек не только предоставляет всю необходимую информацию и оказывает некоторые услуги, но и собирает ценную обратную связь, ищет местных профессионалов и экспертов, которые впоследствии привлекают людей к участию в мероприятиях, лекциях и дискуссиях. Все происходит на максимально локальном уровне, что очень важно для такого города, как Москва — это делает весь процесс более эффективным и дарит ту самую атмосферу соседства, которая в российской столице по-своему уникальна.

Для формирования сообщества мы также используем приложение «Место встречи», где можно получить персонализированные акции, всю необходимую информацию о мероприятиях и даже заказать доставку товаров и услуг из районного центра. Приложение также является платформой для построения программы лояльности в новом, измененном виде, ведь те форматы, которые мы знали раньше, сегодня просто не работают. Приложение помогает нам получать больше информации о привычках наших потребителей, анализировать ее и делиться с арендаторами, чтобы мы могли развиваться вместе и стать еще более успешными и локальными.
Стирая границы

Мы определенно видим «Место встречи» как место сбора соседей, их второй дом, место, куда вы захотите пригласить своих лучших друзей. Чтобы поддержать это видение, мы уходим с привычного пути развития коммерческой недвижимости. Сейчас мы постоянно работаем над развитием приложения «Место встречи», делая из него основу нашей digital-коммуникации, чтобы облегчить вовлечение партнеров и соседей в повседневную жизнь.

Мы внедряем CRM-системы и эффективные методы сбора обратной связи в нашу повседневную работу. В этом нам опять же помогает приложение «Место встречи», формируя лояльность за счет персонализированного контента, оповещений о предстоящих событиях и других важных элементов. Сбор информации через приложение важен для эффективного сотрудничества с нашими арендаторами – таким образом мы можем помочь нашим партнерам в разработке эффективных предложений, скидок и концепций их магазинов. Кроме того, мы регулярно проводим различные исследования, чтобы еще лучше узнать местных жителей, улучшить наш проект и выйти на новый уровень удовлетворения потребностей соседей.

«Место встречи» – это место для людей, поэтому здесь сложно делить процессы на B2B и B2C. Мы искренне верим в идею «заинтересованных соседей»: то есть, у каждого есть что-то ценное, что он может привнести в местные сообщества. Мы будем и дальше использовать технологии для стирания границ между обычными арендаторами и нашими гостями, чтобы создать то, что, на наш взгляд, изменит качество жизни тысяч москвичей.

Статья была опубликована в журнале SCRussia, май 2021 г.