Половина арендаторов положительно оценили перспективы развития своего бизнеса в ретейле в ближайшие два года

4 сентября 2025 года
Половина владельцев малого и среднего бизнеса в ретейле (49%) положительно оценили перспективы развития своего бизнеса в ближайшие два года. По мнению опрошенных, компании под их управлением будут расти и развиваться. В то же время 39% ожидают стагнацию из-за высокой инфляции и дополнительных расходов. Каждый десятый респондент (12%) настроен пессимистично из-за роста цен и одновременного снижения покупательской способности населения, – таковы данные опроса ADG group[1].
Треть опрошенных (36%) считают свой бизнес успешным сегодня, почти столько же (34%) заявили о сложностях с развитием компаний, каждый пятый предприниматель (19%) пока работает в убыток, каждый десятый (11%) – в ноль. По мнению опрошенных, росту их бизнеса мешают высокие арендные ставки (40%), низкая покупательская способность населения (35%), отсутствие регулирования маркетплейсов (18%) и высокая стоимость кредитования (7%).

Четыре арендатора из десяти (40%) считают организацию мероприятий в ТЦ для привлечения гостей наиболее действенной из текущих мер по поддержке бизнеса со стороны управляющих компаний торговой недвижимости. Помимо этого, респонденты также отметили развитие программ лояльности и совместные маркетинговые акции (17%), помощь с аналитикой (8%) и гибкий подход к условиям арендных договоров (7%).

При этом среди дополнительных мер по поддержке бизнеса со стороны управляющих компаний большинство арендаторов (56%) ждут еще более активной работы по увеличению трафика, а также гибкого подхода к арендным ставкам (39%). Среди арендаторов, которые помогают увеличить количество посетителей в объекты торговой недвижимости, участники опроса отметили супермаркеты (70%), фуд-холлы (56%), фитнес-клубы (53%) и досуговые центры для отдыха (43%).
  • Евгения Кузьминых
    Директор по управлению взаимоотношениями с арендаторами ADG group
    «Арендаторы видят риски в снижении покупательской способности и конкуренции со стороны маркетплейсов, поэтому ждут от управляющих компаний сегодня поддержку и более гибкий подход. Мы отвечаем на этот запрос и предлагаем индивидуальные условия аренды, развиваем инфраструктуру в наших объектах для увеличения трафика — от фуд-холлов до фитнес-клубов и досуговых пространств. Благодаря этому бизнес наших арендаторов становится более устойчивым».
[1] Исследование было проведено в августе 2025 года. Его результаты основаны на опросе арендаторов районных центров «Место встречи». В опросе приняли участие 285 руководителей малого и среднего бизнеса. Для повышения точности результатов выборка была составлена таким образом, чтобы в нее вошли респонденты из 20-ти районных центров «Место встречи».